​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​


ОТ ШАЛОСТИ ДО ТРАВМЫ - ОДИН ШАГ


Травматизм является одной из основных причин первичной инвалидности и смертности. Особую тревогу вызывает детский травматизм. Дети получают тяжелые травмы, увечья и даже гибнут, будучи дома, играя во дворе, на стадионах, в школах, а также в дорожно-транспортных происшествиях. 

 Фото носит иллюстративный характер.  Фото: Pixabay.com


В условиях высокой плотности населения в столице, скученности домов и малопригодных дворов для детских игр и развлечений дети на каждом шагу сталкиваются с опасными ситуациями. Катастрофический рост количества автотранспорта на дорогах, низкое качество самих дорог и «слепое» освещение улиц - основные причины детского травматизма на дорогах. Дети зачастую ничего не знают о правилах поведения для пешеходов при переходе улицы или движении по проезжей части.
Но травмы подстерегают наших детей не только на улице.  Бытовые травмы в 55% случаев дети получают во дворе, в 43% - дома. Для обеспечения безопасности детского игрового оборудования используются современные конструкции с элементами из натурального дерева и пластика, изготовленные из современных травмобезопасных материалов, а не подлежащее ремонту детское оборудование демонтируется. А вот безопасность детей дома - забота родителей.
Всем хорошо известно, что маленького ребенка нельзя оставлять дома без присмотра. Дети крайне любопытны, им непременно надо выяснить, что и как устроено, как оно на вкус и на ощупь. Медицинская статистика утверждает, что большинство несчастных случаев приходится на "безопасную" домашнюю обстановку.  Особенно часты травмы детей всех возрастов во время школьных каникул, когда ребенок предоставлен сам себе.


МИР ГЛАЗАМИ РЕБЕНКА 

Попробуйте взглянуть на окружающий мир глазами ребенка. Присядьте на корточки, чтобы оказаться на уровне роста маленького человечка, и внимательно осмотрите свою квартиру. Вы увидите свисающий со стола провод электрочайника или утюга. Ребенку удобно схватить выступающую над столешницей ручку столового ножа или сковородки. 
Не будем вспоминать про коробки со спичками, а взглянем на доступные мамины вязальные спицы и розетки. Шалость с электричеством может обернуться травматической ампутацией пальчиков. Откройте дверцу шкафчика в ванной, за которой якобы надежно скрыт набор бутылочек разных цветов и форм с отбеливателем, чистящими веществами, кислотами и щелочами, легковоспламеняющимися растворителями. 

 Фото носит иллюстративный характер.  Фото: Pixabay.com


Список опасных для ребенка мест и предметов в вашем доме можно продолжать долго, выделим самые травмоопасные:

  • Розетки, куда можно сунуть металлические предметы, и напольные переноски, на которые ребенок может помочиться. Все они должны быть с заглушками.
  • Батареи отопления, куда малыш может просто запросто просунуть руку или ногу и потом не сможет выбраться!
  • Цветы в массивных горшках на подоконнике и низко подвешенные кашпо.
  • Двери, которые набивают детям шишки и ломают пальцы.
  • Любая включенная в сеть электромеханическая техника в доме. 
  • Газовая плита, водопроводные краны и ванна. 
  • Окна и балкон! Маленькие дети часто не боятся высоты. Могут сидеть, свесив ноги, с внешнего водоотлива окна или запросто пройтись по кромке балкона. 
  • Скатерть на накрытом столе.
  • Мелкие предметы на полу - бусинки, пуговицы, винты и гайки, которые ребенок тянет в рот и сует в нос.
  • Острые углы мебели способны нанести травму глазу или стать причиной серьезного сотрясения мозга, если ребенок с разбегу налетит на такой выступ.

Это список можно продолжать до бесконечности. Внимательно присмотритесь, и обязательно найдете, в каком уголке затаилась новая опасность. Продолжите перечень самостоятельно, исходя из особенностей вашего дома. И примите все необходимые меры предосторожности.

 Фото носит иллюстративный характер.  Фото: Pixabay.com


СЛУЧИЛОСЬ НЕПОПРАВИМОЕ…
Вы вернулись домой и застали малыша без сознания. Не впадайте в панику, звоните в «скорую».

Затем:

  • 1. Стучитесь к соседям. Не бойтесь крикнуть из окна прохожим о вашей беде. 
  • 2. Громко окликните ребенка по имени, встряхните его за плечи или (очень осторожно!) за ноги, держа малыша на весу. Это нужно делать, если ребенок задохнулся от попавшего в дыхательное горло инородного предмета. 
  • 3. Перенесите ребенка на стол или какую-нибудь иную ровную твердую поверхность. Положив одну руку на лоб, а большой палец другой руки на костную часть подбородка, запрокиньте голову ребенка, схватите за подбородок и приподнимите его.
  • 4. Если ребенок задыхается, осмотрите дыхательные пути - свободны ли они? Если сумеете, осторожно очистите их от инородных тел. Загляните в рот, чтобы посмотреть, нет ли там еще чего-либо, что явно перекрывает воздухоносные пути. Если это завернувшийся язык, например, то поднятый подбородок его "отлепит" от задней стенки глотки, вы услышите характерный звук и немедленно узнаете, что ребенок снова задышал. Язык нельзя проглотить, но при бессознательном состоянии ребенка он может перекрыть воздухоносные пути. Учтите, у младенцев шея намного короче и толще, чем у детей более старшего возраста. Следует быть осторожным и не слишком запрокидывать головку. С другой стороны, жизненно важно, чтобы воздухоносный путь полностью расправился. Подложите свою руку под плечи ребенку для лучшей поддержки.
  • 5. Если вы увидите сгусток рвотных масс, пищи или мелкий предмет, то удалите его, если получится, быстрым движением пальцев. Нельзя суетливо пропихивать палец в горло, так как вы можете лишь протолкнуть предмет глубже внутрь, навредив ребенку.
  • 6. Переверните ребенка, положив его к себе на колени, и пять раз шлепните его между лопатками. Следите, не выскочит ли что-нибудь у него изо рта.
  • 7. Проверьте ноздри ребенка. Маленькие дети и младенцы чаще дышат через нос и, если ноздри забиты, это может намного ухудшить и без того сложную ситуацию. 
  • 8. Если ребенок не дышит, то кислород не поступает в мозг. Через три минуты клетки мозга начинают погибать. Жизненно важно помочь ребенку как можно скорее восстановить дыхание. 

Для определения явных признаков дыхания:

  • Приложите ухо ко рту ребенка, чтобы можно было осмотреть грудную клетку, заметить, как она поднимается и опускается;
  • Постарайтесь услышать звуки дыхания;
  • Почувствуйте на своем лице дыхание ребенка изо рта или ноздрей. Ждите результата не менее пяти секунд. 

 Фото носит иллюстративный характер.  Фото: Pixabay.com

Дыхание может быть очень поверхностным, его сразу не уловить. Зеркало у рта тоже может не запотеть. Если самостоятельное дыхание остановилось, тотчас же делаем искусственное:

  • Решительно, но осторожно запрокидываем его голову и приподнимаем подбородок, чтобы открылись воздухоносные пути. Не забудьте, что у грудничков шея короче, толще и более хрупкая, чем у ребенка постарше. 
  • Накройте рот ребенка, или рот и нос, если ему меньше четырех лет, своим ртом и дышите достаточно глубоко, чтобы заполнить воздушные мешочки на дне его легких.
  • Если вы не накрыли нос ребенка своим ртом при дыхании ему в рот, то одновременно зажмите ему ноздри указательным и большим пальцами, чтобы не выходил воздух. Не имеет значения, каким методом вы пользуетесь. Делайте так, как вам удобно, в зависимости от возраста и роста ребенка, лишь бы только не давать воздуху выходить, пока вы его вдыхаете.
  • Вдохните воздух в легкие ребенку пять раз, каждый раз настолько глубоко, чтобы грудь ребенка поднималась, как бывает при глубоком вдохе. После каждого вдоха отнимайте свой рот. Следите за грудной клеткой ребенка, чтобы увидеть, поднимается ли она при каждом вдохе.  
  • Вдувайте воздух до тех пор, пока грудь не начнет подниматься. Не следует выдыхать воздух чересчур интенсивно! Воздух может попасть через пищевод в живот, вытеснит оттуда пищу и загонит ее в легкие через дыхательные пути. Если грудь не поднимается, то, скорее всего, воздухоносные пути открыты не полностью. Поэтому взгляните снова на голову ребенка и посмотрите, нельзя ли побольше ее запрокинуть, или еще слегка приподнять подбородок. 
  • После того как вы произведете первые пять вдохов в рот ребенка (или, если ребенок мал, в рот и нос), вам надо тут же проверить, бьется ли у него сердце, прощупав пульс. Нет смысла дышать за ребенка, если кислород не циркулирует по телу.

Если ребенок дышит или задышал, то прощупываем пульс:

  • У ребенка старше года лучшее место, где прощупывается пульс,  - сонная артерия. Она проходит в шее по обеим сторонам трахеи, и ее можно прощупать, слегка надавив двумя пальцами. Пульс в сонной артерии – самый сильный во всем теле. Считайте его удары в течение 5 секунд.
  • У младенца найти пульс на шее  очень сложно, легче отыскать плечевой пульс. Его ищут на внутренней стороне верхней конечности, посередине между локтем и плечом. Слегка надавите двумя пальцами в сторону кости, одновременно придерживая наружную часть руки большим пальцем. (Неплохо «потренироваться» на своем ребенке, чтобы знать, где находится пульс и каков он на ощупь. Зачастую при неотложном состоянии бывает трудно найти пульс, если вы не привыкли его прощупывать.)

Если у ребенка не определяется пульс, необходимо начать закрытый массаж сердца. То есть нажимать на грудную клетку ребенка, чтобы кровь прокачивалась по телу от ног до головы. Тогда есть надежда, что сердце ребенка само забьется:

  • Опустите одну ладонь на середину груди ребенка, чуть ниже линии соска, и сильно нажмите, чтобы ваша рука продавливала грудную клетку где-то на 2,5 – 3,5 см.
  • Выпрямите руку и держите плечи прямо над грудной клеткой ребенка. Это чрезвычайно важно, поскольку придает вам наилучшее положение, когда вы нажимаете на грудную клетку, чтобы запустить сердце.
  • Сильно надавите пять раз со скоростью три раза каждые две секунды (это чуть быстрее, чем одно нажатие в секунду).
  • Затем вдохните ребенку воздух в легкие один раз способом «рот в рот» или «рот в рот и нос». Потом повторите все элементы процедуры. Нажмите ребенку на грудную клетку пять раз, после чего произведите один вдох.
  • Если ребенок не дышит, но пульс не пропал, по-прежнему дышите за него – один вдох каждые три секунды. Не забывайте проверять пульс. Продолжайте так действовать, пока не прибудет помощь. Для младенцев следует помнить, что сердце у грудного ребенка примерно такого же размера, как его маленький кулачок. Чтобы снова его запустить, достаточно вдавливать грудную клетку приблизительно на глубину 2 см.
  • Пользуйтесь двумя пальцами, нажимая в точке, которая находится ниже линии соска на толщину одного пальца. 
  • Надавите пять раз и произведите один вдох.

Продолжайте реанимационные мероприятия, пока не прибудет «скорая» помощь! 


Лучше заранее подготовится к возможной опасности, чем оказаться беспомощными, если беда вдруг действительно случится. Главное, помните: с маленькими детьми в травмоопасных ситуациях следует обращаться очень спокойно, говорить ровным голосом и с улыбкой. Ребенок не должен испугаться родителей. Иначе существует угроза, что он со страха выпадет с подоконника на улицу, сорвется с пожарной лестницы или нажмет курок вашего же заряженного оружия. Разумеется, никто не застрахован от несчастного случая, но лишняя осторожность даже в мелочах никому не повредит.
 


Дата: 22 марта 2019